Первозданные, основные сюжеты литературы

Дамы и господа, очередной странный вопрос.

Как вы думаете, с каких сюжетов началась литература, какие сюжеты были первыми?

Разбираю сюжеты книг, мне все больше кажется, что какие-то сюжеты были первыми, изначальными, а все остальные «нанизывались» на них – как логические домысливания, как перевертыши, как ассоциации.

Например, древний, классический сюжет:

В лесу завелся хищный зверь, нападает на поселение, напал на ребенка, здоровые мужики собрались, убили зверя, спасли ребенка.

Сюжет-перевертыш:

Ребенок пошел в лес, чуть не погиб, его спас зверь (фантдопущение, добрый зверь), ребенок с ним подружился, а глупые взрослые в плену первобытных стереотипов (зверь плохой, опасный) хотят убить доброго зверя.

Есличо, есть такая серия в Чипе и Дейле. Про медведя.

Вот пример истории-перевертыша. Хотя сомневаюсь, как именно создали такую историю, о чем думал автор. Может быть: а вот медведи нападают на детей, охотники медведей убивают, а вот напишу-ка я наоборот, добрый медведь спасает ребенка. Или это своего рода аллегория, иносказательная история про какого-нибудь странного типа, который живет на отшибе деревни, ни с кем не общается, себе на уме, а тут пропал ребенок, все думают, что виноват этот тип, а тип пошел в лес, увидел ребенка, который заблудился, отвел его домой… а тут видят этого типа с ребенком, хватают, руки скручивают, ты чё творишь, падла… и хорошо, если разберутся, послушают ребенка, что на самом деле мужик хороший, и ни в чем не виноват.

Может быть и так, и так.

Хотела написать про все это коротко, коротко не получается.

И вот пытаюсь понять, где изначальный сюжет, где перевертыш. Изначальный, древний сюжет: в старом, заброшенном доме неупокоенные души бывших жильцов, призраки. Туда приходит жить человек, они сердятся, вредят человеку, убивают.

Сюжет - перевертыш: человек приехал в старый дом, там страшные призраки, он думает, они его хотят убить – а на самом деле они предупреждают об опасности, которая исходит от… живых людей, может, от самых близких.  Это сюжет «Багрового Пика», например.

И вот вопрос – это сюжет-перевертыш, или древний, основной сюжет? В древних рукописях есть такие истории, души умерших помогают людям, что-то подсказывают…

Так что же это – сюжет-перевертыш или основной, первозданный сюжет?

Или вот еще. Опять все тот же древнейший сюжет: темный страшный лес, уютный теплый дом в деревне, в лесу какое-то чудовище, причем, нематериальное, призрачное, люди прячут от него детей… а потом оказывается, что чудовище прячется в теле маленькой девочки, в теплом доме в деревне, где казалось так мило и безопасно.

Перевертыш? Или древний страх человека перед инфекциями, которых по незнанию принимали за злых духов, что могут поразить любого человека, и его придется убить, даже если это самый родной и любимый человек – иначе зараза разойдется по всему поселению?

Какие же сюжеты считать первозданными, первосозданными – на которые нанизывались все остальные?


07:36
179




15:32
Так вопрос в чем? В том, что было раньше — сюжет или перевертыш?

Многие сюжеты исходили из обрядов. Например, свадебных (жених должен спасти невесту; жених должен одолеть невесту в бою, разумеется, не настоящем. В любом случае, жених должен показать, что он невесту заслуживает). Или сказка «Липовая нога», как нас на курсе устного народного творчества уверяли, произошла из родового табу: муж с женой оскорбили медведя — начальника рода, медведь его преследовал, настиг, покарал. Значит, медведь тут враг, но правда на его стороне, потому что нарушено табу.
Вот и как могли бы восприниматься перечисленные тобой сюжеты и «перевертыши» с точки зрения древних охотников, собирателей. Вероятно, и те и другие могли родиться независимо друг от друга. Сомневаюсь, что «перевертыши» могли возникнуть лишь по причине «а напишу-ка я наоборот».
Я все с генератором текстов…
Начинать художественное произведение надо, мне кажется, с древнейшего сюжета, с которым потом что-то делают. Переворачивают, дополняют, и.т.д. И сейчас разбираю прочитанные книги, пытаюсь понять, как создавался сюжет, какую первооснову вспомнил автор (может, даже в подсознании), как её переиначил, дополнил, почему именно так. И что было в основе текста.
20:26
Если тебе нужен древнейший сюжет для генератора, то вспомни свой самый первый сюжет, придуманный, может, в детстве. Вспомни, с чего начинала ты, а не человечество))
20:34 (отредактировано)
Надо бы уточнить, пожалуй. Да, возражение есть, что детские сюжеты возникают после прочитанных сказок, то есть, сами являются отражением «первосюжета». Но я имела в виду немного другое. В комментах к одному ролику для писателей, разбиравшему то, почему хочется сделать главгероя по типу «Мэри Сью», кто-то написал, мол, признайте, что ваши первые персонажи были именно Мэри Сью. И почти все, за некоторым исключением, согласились («исключения» написали прикольные варианты, однако). Ну вот, и если посмотришь на большинство историй у начинающих авторов, они содержат в себе одни и те же элементы, которые автору кажутся крутыми и интересными. Если ты не писала так, как все новички, то полно примеров в сети все равно. Не знаю, влияют ли сказки на это, масс-медиа, человеческая психология, или все вместе. Но слабые тексты имеют между собой много сходства. Так что, там есть над чем поразмыслить тоже.
16:23
Я тебе бросила в скайп ссылку на статью со смежной проблематикой — о мифологии. Возможно, заинтересует:ch_search:

Загрузка...







Все представленные на сайте материалы принадлежат их авторам.

За содержание материалов администрация ответственности не несет.


Рейтинг@Mail.ru